Управление ФССП по Пермскому краю за шесть месяцев не информировало организацию-взыскателя о ходе исполнительного производства, а на запросы не отвечало. И последняя отправилась в суд требовать с госоргана за это компенсацию морального ущерба. И добилась своего. Все инстанции иск взыскателя удовлетворили, основываясь наряду с этим на распоряжении ЕСПЧ. Но такое решение не устояло в Верховном суде. Ссылки ФССП на то, что все данные была в открытом доступе в интернете, а юрлицо совсем не направляло запросов и никаких страданий не в состоянии испытывать вообще говоря, сработали.
27 января 2014 года арб суд Пермского края стребовал в адрес ООО "МХС групп" с ИП Ирины Шараповой 99 333 рублей. задолженности по арендной плате и пени (дело №А50-15334/2013). Через полтора месяца на базе этого решения был выдан исполнительный документ, который 17 марта организация-взыскатель отправила в Отдел судебных исполнителей по Кировскому району г. Перми УФССП Российской Федерации по Пермскому краю (получен 27 марта).
5 мая 2014 года "МХС групп" отправила запрос в УФССП о ходе исполнительного производства, но ответа не получила. Организация попытала счастье еще раз, отправив 27 августа этого же года повторный запрос. Но ответа снова не последовало. И тогда, в октябре 2014-го, она обратилась в АС Пермского края с иском к ФССП о взимании с последней за казенный счет РФ 49 666 рублей. в компенсирование морального ущерба (50% от суммы задолженности, подлежащей взиманию на базе исполнительного документа) (№А50-21226/2014). Свои притязания "МХС групп" мотивировала тем, что на протяжении продолжительного времени не имела возможности ничего определить о ходе исполнительного производства: мерах, нацеленных на выполнение судебного акта, итоге и причинах невозможности его выполнения.
И судья Марина Катаева, рассмотрев это дело в режиме не столь сложного производства, поднялась В конце концов на сторону "МХС групп". В своем решении она подчернула, что ФССП не продемонстрировала подтверждений возбуждения исполнительного производства, распоряжение об этом организации-взыскателю не направляла, равно как и ответы на заявления последней. "Так, взыскатель не извещался о мерах, нацеленных на выполнение судебного акта, итоге и причинах невозможности его выполнения в установленный период, другими словами был в состоянии неясности относительно выполнения судебного акта", – подытожила Катаева. Наряду с этим, принимая решение, судья руководилась Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, а помимо этого, решением ЕСПЧ от 6 апреля 2000 года по делу "Организация Комингерсол С.А." против Португалии. "Практика Европейского суда по защите прав человека при определении вопроса о компенсации правовому лицу преступленного невещественного блага исходит не из обстоятельства физических и нравственных страданий юрлица, а из обстоятельства долгой неясности", – рассудила Катаева и В конце концов притязания "МХС групп" вполне удовлетворила.
Такое решение подхватил и 17-й ААС, и кассационная комиссия АС Уральского округа.
Тогда ФССП обратилась с претензией в Верховный суд. Там служба в первую очередь настаивала на том, что оснований для удовлетворения иска "МХС групп" не было, "потому, что информация о возбуждении исполнительного производства была расположена в свободном доступе в интернете". Показывала она и на то, что взыскатель совсем не попользовался всеми своими правами согласно с законом об исполнительном производстве (например, правом знакомиться с материалами исполнительного производства, делать выписки из них, снимать копии). К тому же, согласно точки зрения ФССП, юридическая природа материального вреда в соотношении со ст. 151 ГК Российской Федерации не предполагает его компенсацию юридическим лицам. А в обоснование этого госорган апеллировал на постановление Пленума ВС от 20 декабря 1994 года №10. Последним же аргументом службы стало то, что нижестоящие инстанции незаконно не притянули к участию в деле судебного пристава-исполнителя, в обязательства которого и входило принудительное выполнение спорного страницы. Судье ВС Наталье Чучуновой все это показалось заслуживающим внимания, и она передала дело на разбирательство экономической комиссии.
Совещание в ВС состоялось день назад, 10 августа. В первую очередь представитель ФССП Елена Ульева просила комиссию обратить всеобщее пристальное внимание на то, что Отдел судебных исполнителей г. Перми возбудил производство в установленные законом периоды. "Распоряжение об этом было 2 апреля 2014 года, – говорила она. – И оно было направлено в адрес взыскателя. Информация была кроме того расположена как на интернет сайте ФССП, так и на интернет сайте УФССП по Пермскому краю. И не знать такое податель иска просто не мог".
Помимо этого, со слов Ульевой, УФСПП запросы "МХС групп" о ходе аккуратного производстваВ совсем не получало, а последний "при жажде" имел возможность сам детально познакомиться со всеми материалами. "Так, податель иска не был в состоянии неясности и не применял все свои процессуальные права, – сказала адвокат. – Подтверждений присутствия состояния неясности не продемонстрировано".
Подчеркнула представитель ФССП да и то, что "МХС групп" как юрлицо не в состоянии испытывать моральные и физические страдания, а значит, и не владеет правом на компенсацию морального ущерба в соотношении со ст. 151 ГК Российской Федерации. "Заявление с похожим иском – это по сути компенсация утрат, связанных с деятельностью в области предпринимательства. А это идёт вразрез фундаментальным правилам российского права, поскольку податель иска обязан брать все риски на себя", – заключила Ульева и просила экономколлегию все акты нижестоящих инстанций аннулировать и в притязаниях "МХС групп" вполне отказать.
– Исполнительное производство закончено на текущий момент? – спросила у Ульевой председательствующий судья Чучунова.
– Нет. На текущий момент пока нет.
– Вот из решения [суда первой инстанции] следует, что вами не продемонстрировано подтверждений того, что было возбуждено исполнительное производство… Суд запрашивал материалы исполнительного производства? – продолжала задавать вопросы Чучунова.
– Не запрашивал.
– А ответы на запросы взыскателя вы направляли?
– Такие запросы в адрес структурного подразделения не поступали.
– Чем удостоверяете?
– Отсутствием их в структурном подразделении. На имеющихся в материалах дела запросах нет дат. Нет извещения о том, где возможно взглянуть, какое официальное лице их получило.
Оппонировать ФССП было некому: сам податель иска – "МХС групп" – на совещание не явился. И "тройка" (Чучунова, Елена Золотова и Алексей Маненков) удалилась в залу для совещаний, а через практически пять минут решила претензию ФССП вполне удовлетворить. Все акты нижестоящих инстанций экономколлегия аннулировала и в иске взыскателю отказала.